На свете немало полезных изобретений, но не каждое из них может похвастаться тем, что благодаря ему спасена не одна тысяча жизней. Одно из таких открытий – пожарная лестница, у которой даже есть официальный день рождения.
Отмечается он 8 апреля. Именно в этот день в 1766 году было запатентовано первое в мире деревянное изделие под названием «пожарная лестница». Появление лестницы в середине XVIII века не было случайностью – надо было придумать, как спасать людей с верхних этажей многоэтажных зданий, которые в это время стали строиться. Длина первой запатентованной пожарной лестницы составляла почти 10 метров.
В два раза удалось увеличить пожарную лестницу кузнечному мастеру Петру Дальгрену. Другой русский механик – Кирилл Васильевич Соболев – в 1809 году создал первую трехколенную выдвижную лестницу.
Со временем на смену деревянным пожарным лестницам пришли металлические. С появлением в ХХ веке пожарных автомобилей лестницы стали устанавливать на автомобильное шасси.
Сегодня по конструкции пожарные лестницы подразделяют на ручные, стационарные и автомобильные.
К ручным относятся «Палка», выдвижная трехколенная лестница и «штурмовка».
С помощью лестницы-палки можно подняться на первый этаж через оконные проемы зданий, открыть дверь, используя ее как таран, или транспортировать пострадавших.
Состоящую из трех пролетов трехколенную лестницу применяют для подъема в окно третьего этажа или на крышу двухэтажного здания для спасения людей или подъема пожарно-технического оборудования.
Штурмовая лестница позволит подняться на верхние этажи зданий и работать на крутых склонах крыш при вскрытии кровли. В 2005 году «штурмовку» усовершенствовал начальник службы пожаротушения Москвы, Герой России полковник Евгений Чернышев.
Стационарными вертикальными пожарными лестницами снабжены многоэтажные здания и производственные сооружения. Эти лестницы нужны для эвакуации людей при пожаре, доступа огнеборцев или эксплуатационных служб на кровлю.
Установленные на пожарных автомобилях стационарные механизированные выдвижные и поворотные лестницы предназначены для аварийно-спасательных работ и подачи огнетушащих веществ на высоту от 30 до 60 метров.
На вооружении Пожарно-спасательного центра Москвы есть высотные подъемники, которые могут достигать высоты в 90 и 101 метр. Так, коленчато-телескопический подъемник «Бронто-Скайлифт», способный брать высоту 101 метр, предназначен, в первую очередь, для обслуживания высотного комплекса «Москва-Сити».
«Современные пожарные лестницы ушли далеко вперед по сравнению с их «прародительницей». К примеру, уникальный телескопический подъемник на гусеничном ходу «Спайдер», расположенный в Центральном административном округе Москвы, может управляться дистанционно на расстоянии до 100 метров и пробираться в труднодоступные места, помогая спасателям доставать людей во время провалов грунта или поднимать из воды в районе набережной. Напоминаю, если вы стали свидетелем чрезвычайной ситуации, звоните по номеру «112», – напоминает заместитель начальника Управления по ЦАО Департамента ГОЧСиПБ Евгений Алаев.